Тинувиэль, Хольгер,
а также
Эленриэль и Эльвинг

Что такое эльфийское восприятие мира

Уже очень много говорилось о "дивности", о совершенно необычном - "эльфийском" видении мира. Те, кто им обладает, непохожи на других, всегда бросаются в глаза, хотя могут обладать совершенно неяркой внешностью (1) (и наоборот, часто обладающие яркой внешностью и даже называющие себя эльфийскими именами на самом деле никакими эльфами не являются - одному из авторов этого текста приходилось наблюдать, как в стельку пьяный субьект, размахивая руками, громогласно требовал пропустить его на некую встречу, утверждая, что он эльф, причем не какой-нибудь, а Гэлдор).

Необычным в них является прежде всего восприятие мира. А называть себя они могут по-разному: кто эльфами, кто всадниками драконов, кто фрименами или Дерини... но тем не менее их обьединяет общее восприятие мира, которое лучше всего назвать эльфийским, потому что наиболее ярко оно прорисовано именно у толкиеновских эльфов (более того, такое восприятие встречается не только у любителей литературы стиля фэнтэзи, но и у поклонников некоторых философско-психологических систем, например, психологии К.Юнга или, скажем, идей Владимира Соловьева). Именно это видение мира и делает их необычными, отличающимися от всех окружающих и такими бросающимися в глаза.

Так что же отличает эльфов? Прежде всего у эльфов выраженно романтическое восприятие, причем они стремятся видеть мир в целом, как бы вне времени и пространства, стараясь не цепляться за что-то одно - а тем более не цепляться за всякие "очевидные" вещи, и вообще эльфы стараются как бы подняться над обыденным восприятием, считая "очевидные", "обычные" вещи либо какой-то частью мирового единства, либо совершенно проходным делом, не заслуживающим особого обсуждения (простейший пример - нелюбовь многих эльфов к бестолковым долгим витийствованиям на хозяйственную тему - например, когда предлагают поговорить о посадке картошки, но вместо того, чтобы за 15 минут договориться о подготовке посадочного материала и т.д. два битых часа рассуждают о том, что "последние годы стоят плохие погоды", и что денег не дают на сельское хозяйство и вообще не дают, и косточки перемывают кому угодно - от правительства до соседей, и вот уже эльфу хочется сказать таким обывателям: "А может, все-таки договоримся, как садить картошку?"). Для эльфов не имеют особого значения потребности текущего момента, все это они рассматривают просто как обстоятельство, с которым надо считаться для успеха дела, а не как настоящую ценность (например, государственные установки - так и хочется вспомнить дом Феанора, который абсолютно не хотел следовать установкам валар, часто эльфы не любят иерархии, считая, что надо идти за теми, кто этого заслуживает, а не за теми, кто занимает должность). Эльфы никогда не замыкаются на чем-то поверхностном, очевидном, они как бы стараются смотреть вглубь и приблизиться к мировому единству, т.е. к полному воплощению замысла Илюватара. Поэтому эльфов всегда притягивают глобальные философские, мистические теории - или науки с глобальным, фундаментальным, а не сиюминутным содержанием. Из этих теорий они пытаются обьяснять все, а соображения обыденности для них малозначимы. И существенно, что они стремятся продвинуться в изучении этих наук и теорий, достичь в них высокого уровня, а не "нахвататься по верхушкам", так как поверхностные знания не приближают к мировому единству.

Для эльфов существуют - неявно - "подходящие" и "неподходящие" профессии ("неподходящие", понятно, не в том смысле, что ими заниматься запрещено, а в том, что настоящий эльф такой работой станет заниматься только "под дулом пистолета", например, профессия бухгалтера), точно так же бывают "подходящие" и "неподходящие" круги общения, темы для разговора и т.д., скажем, большинство эльфов не любит обсуждение тем денег, бизнеса и коммерции, а также не любит общаться с людьми, занимающимися этими сферами (все эти "неподходящие" профессии и темы обьединяет зацикленность на сегодняшнем дне и сиюминутных вещах).

Другое дело, что на сто процентов такую установку не выдержишь - но все же "неподходящими" вещами эльф будет интересоваться только по необходимости. Но это в основном касается "негативной" стороны в восприятии эльфов. Что же до "позитивной", то эльфов отличает то, что в основе их мировосприятия всегда лежит некая целостная система, которую они распространяют на все сферы окружающего их мира (т.е. уровень развития от 5-го и выше). Причем эта система - не "ремесло" или свод норм, а основа мировоззрения, и она не замыкается на каком-то одном учении, будь то христианство или, к примеру, какая-нибудь книга типа "Дюны" Ф.Херберта. Примеры известны. При этом понимание этой системы является глубоким, то есть используется для понимания смысла вещей и их связи в мире "в целом", а не сводится только к узкому, "профессиональному" применению или к внешним обрядам (и вообще эльфу трудно зацикливаться на профессии - эльфов как раз отличает многосторонность).

Многих эльфов, например, интересуют различные религии - и они рассматривают их не как свод формальных обрядов (и более того, терпеть не могут, когда кто-то нажимает именно на обряды), а как то, что проходит через всю ткань мира, через что следует оценивать абсолютно все, причем они никогда не говорят, что религия выше науки или искусства - они воспринимают их единство. Эльфов интересует наука - но не как "ремесло", а как часть некоего единого знания (поэтому именно для эльфов характерно стремление согласовать науку и религию - и очень позитивное отношение к стремлению сблизить религии), для эльфов в порядке вещей обьяснять что-нибудь аргументами из других сфер (например, обьяснять идеи из мистических книг соображениями квантовой механики, или, скажем, комментировать разные исторические события категориями юнговской психологии).

У эльфов очень своеобразное отношение к течению времени. Их отличает то, что они не так уж много значения придают тому, что происходит именно здесь и сейчас. Более того, для них очень часто события, происходившие очень давно, воспринимаются как происходившие совсем недавно и наоборот, т.е. они как бы одновременно существуют и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, что вполне естественно, если вспомнить о бессмертии эльфов по Толкиену.

Существенно то, что видение мира у эльфов - конструктивное, а не скептическое. Эльфы созданы для того, чтобы воплощать замысел Илюватара - и поэтому они стремятся творить, осуществлять, а не выступать в качестве записных скептиков, все отрицающих, и если эльфы что-то не приемлют, то им всегда есть что предложить взамен. Другое дело, что некоторые их идеи кажутся "несвоевременными", опережающими время - причем очень сильно... но время обычно показывает, что они были правы. Следует отметить, что именно это отличает эльфов от большей части андеграунда, который имеет ярко выраженную скептическую установку (а еще по этой причине эльфы негативно относятся не только к зацикленным на "обыденности" людям, но и к многочисленным скептикам и нытикам, способным только обливать все грязью). Что касается внешних проявлений и стиля поведения, то традиционно с понятием "эльфы" принято ассоциировать поклонников книг Толкиена и тех, кто ездит на игры (сюда относятся и внешние проявления - пошив игровой одежды и так далее), но это, во-первых, характерно не для всех эльфов (ну, примерно так же, как не все люди, избравшие для себя христианство, регулярно посещают церковь), а, во- вторых, к этому следует относиться в духе Владислава Крапивина (см. "Мушкетер и фея") - как мушкетером человека делает не шпага, а честь и благородство, "... и кольт на кожаном заду сам собой не делает ковбоя", так и эльфами становятся не благодаря одежде или знанию синдарина (так же, как отнюдь не все глубоко православные люди в совершенстве знают церковнославянский язык), а благодаря восприятию мира (и, конечно, нравственному уровню -понятия "эльф" и "подлость" абсолютно несовместимы). Более того, основная часть из тех, кто пытается стать эльфами только через внешние проявления (язык, одежда, ашрамы) этого не добьется, потому что "эльфовость" определяется именно внутренними, интуитивными признаками, которые "сделать" намного труднее, чем, скажем, костюм в средневековом стиле.

Если смотреть на эльфов с точки зрения соционики, то практически все они сочетают положительную пассионарность (стремление к активным действиям, пусть не "сенсорным", а, к примеру - к творчеству, вместо позиции стороннего наблюдателя) с аттрактивностью (т.е. устремлением к возвышенным идеалам вместо жизни "сегодняшним днем"). В основном эльфы - интуитивные экстраверты, хотя часты среди них Робеспьеры и Достоевские, встречаются - реже - и другие типы. Следует заметить, что у эльфов обычно интуиция перевешивает логику, так как формальные правила для них менее значимы, чем мировое единство, и они в большей степени "идеалисты", чем "аналитики", даже если относятся к логическим типам. Это ярко свидетельствует о том, что у эльфов ведущим полушарием является правое, а не левое, как у обычных людей, и эльфам обычно проще создать идею или эмоциональный образ, чем разложить эту же идею или образ по полочкам.

Такая существенная черта, по которой часто узнают эльфов - "потерянный" взгляд, то, что они всегда мысленно "где-то далеко" и не слишком уверенно себя чувствуют в сенсорных проблемах, представляет собой одно из самых ярких следствий интуитивности. И то, что у эльфов при общении трудно определить возраст - следует тоже отсюда, потому что интуитивность характерна в основном для более старших возрастов, в то же время романтическое (а не скептическое) видение мира - для более младших.

Об Эллери Ахэ и вообще об "окраске"

Мы назвали, какими чертами обладают эльфы. Это - романтическое устремление, интерес к творчеству, познанию мира и мирового единства. Однако остается важный момент, который существенно разделяет эльфов. Этот момент - "окраска", то есть - общая оценка мира (что соответствует "третьей оси" Л.Гумилева). Именно, часть эльфов убеждена в светлом характере окружающего мира, считая дурное вокруг - уродливыми пятнами (вмешательство сил тьмы и хаоса), что более характерно для поклонников Толкиена, а также Маккеффри и Херберта, часть исповедует идею, близкую к Дао, считая, что добро и зло - понятия субьективные и "локальные", а наибольшая ценность - гармония (или равновесие) противоположных начал, что встречается у поклонников Урсулы и Муркока, а третьи, сохраняя эльфийские установки, убеждены тем не менее, что в мире преобладает негативное начало, и тяготеют к трагедиям. Последних вполне естественно называть Эллери Ахэ (тем более, что такая установка характерна именно для поклонников "Черной книги Арды").

Однако все эти три вида эльфов, хоть и отличаются по установкам, но являются именно эльфами, и скорее светлый эльф поймет Эллери Ахэ, чем малокультурного среди "обычных" людей. Однако не следует путать Эллери Ахэ со скептиками и нытиками, которые часто встречаются в андеграунде, потому что у Эллери Ахэ видение мира все же романтическое и целостное, хотя и трагичное, а скептики и нытики воспринимают весь мир как сплошную свалку мусора, и их мнение о мире - это обрывки из отрицания обыденности, разбавленные той же обыденностью. При этом существенно, что у Эллери Ахэ этические ориентиры - те же, что и у других эльфов (а вовсе не темные в обычном смысле, такие, как, например, сатанизм, тоталитаризм и т.д.).


(1) Описания эльфов, сделанные в книгах JRRT, существа дела не меняют - можно, к примеру, почти идеально соответствовать описанию внешности Галадриэль и тем не менее Галадриэль по характеру не быть. Тем не менее, некоторые черты в стиле поведения, заметные при первом взгляде, часто показывают, что это - именно эльф.

к оглавлению